ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ

 
Для пользователей
Что делать, если вы забыли пароль?
Телефон: 8 (3952) 20-13-78

Телефон «горячей линии»  по вопросам противодействия коррупции

8 (3952) 20-13-78

Главная > Финансовая грамотность > Социальная инженерия....

Социальная инженерия. Правила безопасности

Часть третья.

Как обезопасить себя от социальных инженеров?

Аферисты постоянно придумывают новые схемы обмана. Единственный способ избежать денежных потерь при встрече с мошенниками — критически воспринимать любые предложения, перепроверять информацию и никогда не торопиться при принятии финансовых решений.

Следуйте базовым правилам финансовой безопасности:

  • Никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте полные реквизиты банковской карты, включая трехзначный код с обратной стороны; а также ПИН-коды и пароли из СМС от банка.
  • Не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений и не переводите незнакомцам деньги по первому требованию.
  • Не храните много денег на карте, которой расплачиваетесь в интернете: кладите только ту сумму, которую собираетесь потратить в данный момент. В этом случае, даже если мошенники попытаются украсть деньги, им не удастся вывести слишком много.
  • Получив внезапный звонок из какой-либо финансовой организации со срочным вопросом или предложением, положите трубку и позвоните туда сами, найдя номер на ее официальном сайте. Набирайте этот номер вручную. Если с вами связались из компании, клиентом которой вы не являетесь, сначала проверьте ее по справочнику финансовых организаций.
  • Не соглашайтесь сходу ни на какие «заманчивые предложения» — будь то «выгодный кредит» или внезапная компенсация. Дайте себе время на размышление, посоветуйтесь со знакомыми, пробейте в интернете информацию о компании и «уникальной акции», которую она вам рекламирует.
  • Не публикуйте в открытом доступе свои персональные данные: номер телефона, домашний адрес, данные паспорта. Мошенники охотно задействуют эту информацию в своих аферах.

 

Аферисты постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Но какой бы ни была легенда, есть пять примет, по которым можно сразу же вычислить мошенников.

Признак 1. На вас выходят сами

Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился — сотрудником банка, полиции, магазина, вашим троюродным братом-миллионером из Зимбабве — насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.

Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций– подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.

Признак 2. С вами говорят о деньгах

Основная задача мошенников — получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения (на самом деле — в финансовую пирамиду).

Легенды могут быть какими угодно, но речь всегда про деньги — которые вы можете потерять или получить.

Признак 3. Вас просят сообщить данные

Если ворам нужны ключи от квартиры, то социальным инженерам— «ключ» к деньгам на ваших счетах. Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны. Либо логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению. И почти всегда — коды из банковских уведомлений.

Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.

Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если о них спрашивают — будьте уверены, звонят не из банка и вас точно пытаются обмануть.

Признак 4. Вас выводят из равновесия

Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции — напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали! », чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.

Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого — ввести данные банковской карты на сайте. Мошенники создают фишинговые страницы, с помощью которых воруют данные карт и получают доступ к банковским счетам доверчивых пользователей.

Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы ни были взволнованы.

Признак 5. На вас давят

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.

Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Ведь чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить. На все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы, которые только нагнетают обстановку.

Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.

Звонят из банка с тревожными новостями? Положите трубку и наберите номер горячей линии банка сами, чтобы прояснить реальное положение дел.

Прислали странное уведомление от имени Федеральной налоговой службы (ФНС)? Заведите личный кабинет на сайте ФНС — в нем можно проверить суммы налогов и сразу же оплатить их.

Получили «письмо счастья» о государственной выплате? Поищите новости об этом в деловых СМИ. А еще лучше — найдите сам закон, указ или постановление, которые вводят выплаты. Обратите внимание на условия, кому они положены.

Не всегда при общении с аферистом вы заметите все пять признаков мошенничества. Но в любой ситуации стоит проявить бдительность.

 

Белькова М.О.

консультант-методист РЦФГ Иркутской области – регионального оператора Федерального методического центра по финансовой грамотности населения Финансового университета при Правительстве РФ.

Материал подготовлен с использованием ресурсов Fincult.info (информационно-просветительского ресурса, созданного Центральным банком Российской Федерации), Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

 
Рейтинг@Mail.ru
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.